Насилие и жестокое обращение с детьми
Эмоциональное потрясение, которые мы испытываем, узнав о случаях насилия или жесткого обращения с детьми, трудно выразить словами. Возможно, мы так лично переживаем из-за того, что хорошо помним чувства, которые испытывали, впервые взяв своего малыша на руки – это всепоглощающее чувство любви и глубочайший родительский инстинкт, призывающий нас воспитывать, обучать и защищать своих детей. Трудно даже представить себе, что кто-то может причинить ребенку вред. Это крайняя степень предательства.
Общество объединяется, выступая против жестокого обращения с детьми и пытаясь искоренить это явление. Мы видим, как мобилизуются все силы на поиск пропавших детей. Информация даже об одном ребенке, которому угрожает опасность, появляется в национальных новостях.
Но жестокое обращение с детьми не всегда было предметом внимания государственных СМИ. Это зло таилось в тени, невидимое для большинства людей и не обсуждаемое в обществе. Но еще до того, как этот вопрос стал обсуждаться на государственном уровне в США, Гордон Б. Хинкли, бывший Президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, публично назвал жестокое обращение с детьми величайшим злом. В начале 1980-х годов его слова глубоко проникли в наши мысли и сердца, когда во время всемирной трансляции конференции он сказал: «Я рад, что общество все больше проявляет беспокойство в отношении этого коварного зла. Эксплуатация детей. . . ради удовлетворения садистских желаний – это один из самых страшных грехов».
Какую еще позицию могла занять Церковь? Этот вопрос затрагивает самую сущность учения Церкви. Маленькие дети невинны и бесценны в глазах Бога. Самые сильные слова осуждения звучат в адрес тех, кто жестоко обращается с ними: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (от Матфея 18:6). Кроме того, семья – это ядро Церкви. Дети посещают церковные Богослужения со своими родителями. В семьях принято проводить еженедельные семейные вечера; в это время откладываются все дела, чтобы развивать и укреплять прочные семейные узы. В семьях родители укрепляют друг друга, чтобы вместе воспитывать и защитить своих детей, создавая обстановку, в которой дети могут расти и развиваться в атмосфере любви и поддержки. Церковь предоставляет семьям возможность воспитывать своих детей на основе истинных духовных ценностей. И Церковь, и семья в высшей степени заинтересованы в благополучии детей.
В данной статье вопрос жестокого обращения с детьми рассматривается с точки зрения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Какие действия предпринимаются, чтобы остановить это зло? Как Церковь помогает жертвам жестокого обращения? Были ли судебные иски, и если да, то по каким основаниям? Как Церковь относится к тем, кто проявляет жестокость в отношении детей? В чем различия и сходства между опытом этой Церкви в урегулировании данного вопроса и опытом других религиозных и светских организаций? Ниже можно найти ответы на эти вопросы.
Защита детей
Роль Церкви в борьбе общества против жестокого обращения состоит в том, чтобы узнать как можно больше о проблеме, решать возникающие вопросы и делиться опытом с теми, кто преследует такие же цели.
Что представляет собой духовенство
Духовенство в церкви - неоплачиваемое. Руководителей общин в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней называют епископами. Епископов выбирают из местных членов Церкви; они безвозмездно служат в течение приблизительно пяти лет. Большинство из них прожили в той местности долгое время и являются друзьями и соседями своих прихожан. У большинства епископов есть свои дети, часто еще маленькие, которые также посещают церковь и участвуют в церковных мероприятиях. Таким образом, епископы принимают живое участие в деле обеспечения безопасности и благополучия членов Церкви. Если человек, проявляющий жестокость по отношению к детям, угрожает безопасности их прихода, у епископов нет ни финансовых, ни каких-либо еще причин, которые бы помешали ему встать на защиту своей церковной семьи так же, как они защищали бы свои собственные семьи.
Епископы не получают ни зарплату, ни какое-либо другое финансовое вознаграждение. Они не принадлежат к какому-то особому духовному сословию и не занимают обособленное положение среди духовенства в Церкви. Епископы-Святые последних дней живут в обществе и ходят на работу так же, как и все остальные. Поскольку они выполняют свои обязанности епископа в основном по вечерам и по выходным, они могут справиться со своими обязанностями только с помощью большого числа других прихожан.
Епископ может быть школьным учителем, врачом или бизнесменом. Воскресную школу для шестилетних детей может вести, например, женщина-библиотекарь. Другая женщина, к примеру, фармацевт, может быть руководителем общества для детей от 3 до 11 лет. Это временные призвания, которые часто меняются; но от всех, кто служит по просьбе епископа, ожидается, что они будут жить согласно учениям своей религии, центром которой является семья и, естественно, дети.
Что в названии?
Есть еще один важный момент в добровольном церковном служении, на который следует обратить внимание юристам, журналистам и другим лицам, заинтересованным в вопросе жестокого обращения с детьми.
Фактически все активные члены приходов Святых последних дней выполняют какие-то обязанности, помогая епископу в служении приходу. Все достойные мужчины и мальчики старше 12 лет являются частью священства в Церкви. Как правило, 12-летние юноши, регулярно посещающие Церковь, посвящаются в чин дьякона. К 14 годам их посвящают в чин учителя, а к 16 – в чин священника. Большинство взрослых мужчин посвящено в чин старейшин или первосвященников. Однако само по себе посвящение в священство и чин священника, старейшины или первосвященника не дает человеку власть в приходе и не делает его руководителем. Другие прихожане не обязаны проявлять к нему какой-либо особой почтительности или благоговения. В действительности, даже если человек прерывает свою связь с Церковью, он остается старейшиной или первосвященником, пока числится членом Церкви.
Время от времени в газетах появляются статьи с такими заголовками: «Мормонский руководитель обвиняется в жестоком обращении с детьми». Некоторые адвокаты, выступая с обвинением, используют такие слова как «первосвященник», чтобы создать видимость того, что некто, наделенный большой властью в церкви, нарушил закон, что производит более тягостное впечатление на присяжных и на средства массовой информации. Такое утверждение ложно.
Помощь прихожан в борьбе с насилием и жестоким обращением с детьми
Приход Святых последних дней подобен большой семье – группе людей, работающих совместно и поддерживающих друг друга. Церковь уже давно призывает семьи говорить о жестоком обращении с детьми и учиться распознавать и предотвращать подобные трагедии. Начиная с 1976 года в церковных газетах и журналах было опубликовано более 50 статей, осуждающих жестокое обращение с детьми и разъясняющих членам Церкви суть этой проблемы. Более 30 выступлений руководителей Церкви на всемирных конференциях были посвящены этой теме. На воскресных собраниях регулярно проводятся уроки на тему жестокого обращения с детьми.
Церковь также разработала множество учебных пособий и видеозаписей. Эти материалы используются для обучения руководителей Церкви, чтобы они могли определять подобные случаи и правильно реагировать на них. Работа круглосуточной горячей линии дает возможность получить совет профессиональных консультантов, благодаря чему местные руководители могут предпринять необходимые действия в каждом отдельном случае.
Наконец, Церковь делает все, что в ее силах, чтобы укреплять семьи. Каждый человек и каждая организация должны выполнять свою часть работы, но, в конце концов, любящие и заботливые семьи – это наилучшая защита против жестокого обращения с детьми. Предыдущий Президент Церкви Гордон Б. Хинкли сказал: «Все это будет продолжаться и усугубляться, если только не придет глубокое понимание, да, пока не появится сильная и горячая убежденность относительно того, что семья – это орудие Всемогущего. Семья – Его творение. Это также основная ячейка общества».
Оказывать помощь пострадавшим
Некоторые критики Церкви Иисуса Христа Святых последних дней утверждали, что Церковь ставит нужды потерпевшей стороны на последнее место. В более агрессивных докладах даже звучат такие предположения, что Церковь, возможно, избегает общения с жертвами насилия и жестокого обращения, поскольку они бросают тень на руководителей Церкви.
Эти критики совершенно извратили убеждения Церкви. Наша наиглавнейшая задача – это оказание помощи пострадавшим. В самой природе христиан заложено желание с пониманием и любовью оказывать помощь тем, кто страдает от насилия и жестокого обращения. Это составная часть нашего служения. В рамках Церкви жертвы насилия и жестокого обращения могут найти духовное руководство, которое приведет их к исцелению через веру в Иисуса Христа. Потерпевшим также предлагают помощь профессиональных консультантов, чтобы они могли получить профессиональную помощь наилучших специалистов, независимо от своих финансовых возможностей.
В официальном церковном своде инструкций, предназначенном для руководителей, говорится, что в случаях проявления насилия или жестокости первейшей обязанностью Церкви является оказание помощи пострадавшим и защита тех, кто может стать жертвой жестокого обращения в будущем.
Как Церковь выполняет эту задачу? С момента зарождения Церкви основные семейные ценности, занимающие наиважнейшее место в учении Церкви, обеспечивали эту поддержку. Кроме того, в 1995 году была организована «горячая линия», благодаря которой епископы получили возможность незамедлительно связываться с профессиональными консультантами, дающими необходимые советы по защите жертв насилия и жестокого обращения. Епископы – хорошие люди, но они не в силах понять все тонкости в вопросе жестокого обращения с детьми, включая разные юридические требования в разных штатах [в США]. Но если ребенку угрожает опасность, они могут незамедлительно позвонить по телефону горячей линии. Благодаря всего лишь одному звонку они могут получить помощь опытных профессионалов.
Например, если подросток сообщает своему епископу, что с ней или с ним жестоко обращаются, тот прежде всего должен позвонить по телефону горячей линии, чтобы узнать о том, какая помощь может быть оказана, и какие действия помогут предотвратить угрозу повторения такого обращения. Если случай носит криминальный характер, епископ также по телефону получает инструкции о дальнейшем обращении в правоохранительные органы. Мы не знаем о других церквях, которые предоставляли бы профессиональную поддержку своим служителям в помощи жертвам насилия и жестокого обращения 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Работает ли эта система? Да. Хотя совершенных систем не бывает, все же это помогает жертвам жестокого обращения получить необходимую им помощь и защиту.
Вот что сказал Президент Гордон Б. Хинкли в интервью с Майком Уоллисом, телеведущим передачи канала CBS «60 минут»: «Я лично очень переживаю за тех, кто страдают в таких случаях. Я глубоко сочувствую им. Я хочу, чтобы мы делали все, что в наших силах, чтобы ослабить боль жертв и предотвратить эти злодеяния… Я не знаю никакой другой организации в этом мире, которая уделяла бы больше сил и внимания, усерднее пыталась и больше сделала в решении этой проблемы, стремясь изменить ситуацию к лучшему. Мы признаем опасность этого явления и хотим помочь нашим людям, поддержать их, содействовать им».
Отношение к преступнику
Говоря простыми словами, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней абсолютно не приемлет насилие и жестокое обращение с детьми. Если возникает подозрение в насилии или жестоком обращении, Церковь прежде рекомендует потерпевшим обратиться в правоохранительные органы, а затем к местному епископу, где они могут получить совет и помощь. Церковь в полной мере сотрудничает с представителями правоохранительных органов, помогая расследовать случаи насилия и жестокого обращения с детьми и предать правосудию преступников.
Члены Церкви, признанные виновными в насилии или жестоком обращении с детьми, также подлежат суду по законам Бога. Президент Хинкли сказал: «Наши сердца обращаются и к обидчику, но мы не можем смириться с грехом, в котором этот человек может быть виновен. За каждое преступление полагается наказание». Признанные виновными в жестоком обращении с детьми отлучаются от Церкви – это самое высшее наказание, предусмотренное нашей верой. Отлученные от Церкви не могут принимать участие в церковных собраниях или выполнять какие-либо обязанности в приходе.
Могут ли правонарушители, виновные в жестоком обращении с детьми, вновь стать членами Церкви после того, как они понесли положенное по закону наказание и прошли нелегкий процесс покаяния с помощью местного руководителя Церкви? Да. Как христиане, мы верим в прощение. Но могут ли они когда-либо в этой жизни служить в призваниях, каким-либо образом связанных с прямым общением с детьми? Нет, категорически. Прощение не удаляет последствия греха. Защита семей – важнейший принцип Церкви.
Начиная с 1995 года, в учетных карточках членов Церкви, виновных в жестоком обращении с детьми, делается специальная запись. Эти карточки передаются во все приходы, куда бы человек ни переехал, таким образом предупреждая епископов, что им не следует давать поручения, связанные с детьми. Насколько нам известно, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней стала первой религиозной организацией, создавшей такой отслеживающий механизм. Мы считаем семью священной и защищаем ее детей. Это объясняет, почему эта Церковь стала одной из немногих конфессий, налагающих формальное церковное наказание на простых прихожан (в противоположность официальному духовенству) за проявление жестокости сексуального характера.
Церковь ввела эту систему учета, исходя из наших основных убеждений. Ни один суд в Соединенных Штатах Америки ни разу не обвинил какую-либо религиозную организацию в том, что она не смогла защитить своих членов от жестокого обращения со стороны других членов. В противном случае религиозные организации превратились бы в инструмент полицейских, а ее руководители – в сотрудников правоохранительных органов. Церковь добровольно ввела систему учета виновных в насилии и жестоком обращении, не из-за закона или боязни судебных процессов, но проявляя заботу о семьях и детях.
Обязательство сообщать о правонарушениях
Разрешение многих судебных споров зависит от того, было ли сделано (и если да, то когда) заявление о насилии или лице, подозреваемом в насилии или жестоком обращении. Должностные лица Церкви следуют законам штата [в США] в вопросе о том, когда и как сообщать местным властям о факте жестокого обращения с детьми.
Но более сложный нравственный вопрос заключается в том, должны ли епископы передавать информацию о жестоком обращении и насилии в правоохранительные органы, если они узнали об этом из исповеди совершившего такое преступление. Помимо того, что сюда вовлечены сложные религиозные аспекты, некоторые церкви и специалисты считают, что виновные в жестоком обращении с детьми не станут обращаться за помощью и исповедоваться, если власти вынудят духовенство разглашать тайну исповеди. Вероятнее всего, они продолжат насилие или жестокое обращение. Другие доказывают, что необходимо незамедлительное вмешательство правоохранительных органов во избежание повторения проявления жестокости по отношению к детям. В этом вопросе до сих пор не достигнуто согласие.
Сложность проблемы отражается в широком разнообразии законов о необходимости сообщать о фактах правонарушений в различных штатах [в США]. В двадцати трех штатах духовенство обязано сообщать о правонарушениях, если эта информация не связана с тайной исповеди. В этих штатах, например, священнослужитель, узнавший о жестком обращении в доверительной беседе или во время исповеди, не обязан сообщать об этом в правоохранительные органы, в то время как священнослужитель, ставший свидетелем жестокого обращения, или имеющий веские основания подозревать кого-то в таком поведении, должен сообщить об этом властям. В девяти других штатах духовенство обязано сообщать о жестоком обращении с детьми, независимо от обстоятельств. В восемнадцати штатах и в округе Колумбия от духовенства вообще не требуется сообщать властям о фактах жестокого обращения с детьми.
Епископов в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней обучают тому, что у них есть две основные обязанности, которые они должны выполнить, узнав о факте жестокого обращения с детьми. Во-первых, они должны защитить пострадавших. Во-вторых, они должны поставить в известность правонарушителя о его ответственности. Даже в штатах, где духовенство связано тайной исповеди и не может разглашать информацию о жестоком обращении, епископы делают все, что в их силах, чтобы предотвратить дальнейшие агрессивные действия. Делается все возможное, чтобы убедить правонарушителя взять на себя ответственность за содеянное, включая его обращение в правоохранительные органы. Сам факт, что человек пришел к своему епископу с признанием в содеянном, увеличивает вероятность того, что уважаемый руководитель Церкви сможет оказать на него должное влияние и помочь поступать правильно.
Когда дела передаются в суд
Бывали ли случаи, когда Церковь оказывалась одной из сторон по делу о жестоком обращении с детьми? Да. За последнее десятилетие Церковь выплатила компенсации по нескольким делам, когда исковые требования содержали этот пункт. Практически во всех случаях Церковь предлагала потерпевшим психологическую помощь.
Однако жестокое обращение с детьми – это проблема не только Церкви. Это социальная проблема, и, подобно остальным членам общества, понимание Церковью Иисуса Христа Святых последних дней всех сложностей этого вопроса углубилось с начала 1980-х годов, когда проблема жестокого обращения с детьми стала вызывать серьезные опасения. С тех пор Церковь стоит перед определенной дилеммой. Как защитить детей, эффективно работать с правонарушителями и защищаться в суде, когда обвинения противоречивы, а иск безоснователен?
Пытаясь завоевать очки в глазах потенциальных присяжных заседателей, некоторые адвокаты дошли до того, что стали обвинять Церковь в преднамеренном укрывательстве виновных в жестоком обращении с детьми. И члены, и руководители Церкви понимают, что подобные обвинения совершенно неправдоподобны и лишены всяких оснований. Заявления о том, что руководители Церкви покрывают виновных в жестоком обращении, тем самым подвергая риску своих детей, просто абсурдны
Давайте рассмотрим это в перспективе. Ежегодно в Соединенных Штатах Америки против церквей возбуждается не одна сотня дел, связанных с жестоким обращением с детьми. Хотя даже одного такого дела было бы более чем достаточно, относительно немного дел возбуждается против Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — значительно меньше того, что можно было бы ожидать, учитывая, что в США насчитывается несколько миллионов членов Церкви. Одна из причин тому – упорная работа Церкви по разрешению этой проблемы, проводимая в течение последних 20 лет. Большая часть рассматриваемых в наши дни дел связана с жестоким обращением, имевшим место задолго до того, как Церковь приняла ныне существующую политику и программы обучения.
Следует обратить внимание на еще один важный момент. В 2002 году по США прокатилась волна дел, в которых рассматривались случаи насилия и жестокости со стороны духовенства различных церквей, включая обвинение церквей в том, что они укрывали виновных священников и служителей. В отличие от этого, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней почти никогда не обвинялась в суде в жестоком обращении со стороны епископов. Как правило, дела, возбуждаемые против Церкви, связаны с проявлением жестокости одного члена Церкви к другому. Часто бывает так, что предполагаемое проявление жестокости происходило в не принадлежащем Церкви помещении и никак не связано с деятельностью Церкви.
Поэтому в таких случаях Церковь защищается не с целью что-то скрыть, а чтобы обеспечить безопасность тех, кто бесценен в глазах Церкви – детей.
Слово Бога к Церкви
Ниже приводится отрывок из обращения Президента Гордона Б. Хинкли к членам Церкви по всему миру, прозвучавшего в Солт-Лейк-Сити в апреле 2002 года:
«Это явление не ново. Есть данные, указывающие на то, что оно существовало и в древности. Это самое гнусное, ужасное и позорное явление. Как ни прискорбно, но это чудовищное зло было замечено и среди нас, хотя и в очень редких, единичных случаях. С этим злом нельзя смириться, оно недопустимо. Сам Господь изрек: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (от Матфея 18:6).
Это очень сильное выражение, исходящее от Князя мира, Сына Божьего. Я процитирую строки из Церковного свода инструкций:
«Согласно позиции Церкви, жестокое обращени недопустимо ни в какой форме. Члены Церкви, проявившие жестокость… подлежат церковным дисциплинарным мерам. Им нельзя давать церковные призвания и «Рекомендацию для посещения храма». Человеку, в учетной карточке которого имется специальное примечание о совершенном в отношении ребенка сексуальном или физическом насилии, нельзя давать никаких призваний или поручений, связанных с детьми или молодежью… Эти ограничения должны сохраняться до тех пор, пока Первое Президентство не разрешит удалить примечание. В случаях проявления жестокого обращения первейшей обязанностью Церкви является оказание помощи пострадавшим и защита тех, кто может стать жертвой жестокого обращения в будущем».
Мы долгое время работаем над этой проблемой. Мы обращаемся с призывом к епископам, президентам кольев и другим людям протянуть жертвам руку помощи, утешить их, поддержать их, убедить их в том, их вины в этом нет, и что это не должно повториться.
Мы выпускали пособия, установили специальную телефонную линию, чтобы в подобных случаях должностные лица Церкви могли получить консультацию; мы также предлагаем профессиональную помощь через Семейную службу Святых последних дней.
Эти деяния часто имеют состав преступления. Они преследуются по закону. Профессиональные консультанты, в том числе сотрудники юридических и социальных служб, постоянно готовы оказать помощь в режиме горячей телефонной линии и могут проконсультировать епископов и президентов кольев относительно их обязанностей в таких ситуациях. Руководители, проживающие за пределами США, должны связаться по телефону со своими территориальными президентами.
Так вот, работа Церкви – это работа спасения. Я хочу подчеркнуть это. Наша цель – спасение душ. Мы желаем помочь и жертве, и обидчику. Наши сердца обращаются к жертве, и мы должны своими действиями помочь ему или ей. Наши сердца обращаются и к обидчику, но мы не можем смириться с грехом, в котором этот человек может быть виновен. За каждое преступление полагается наказание. Пусть государство применяет свои законы. А церковные власти будут вершить свое правосудие, и решением здесь часто бывает отлучение от Церкви. Этот вопрос одновременно и деликатный, и очень серьезный.
Однако мы признаем, и всегда должны признавать, что когда наказание будет понесено и требования правосудия удовлетворены, мы протянем добрую и милосердную руку помощи. Некоторые ограничительные меры могут все еще действовать, но нужно проявлять и доброту».