Тема

Мормоны и образование: Краткий обзор

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) всегда придавали большое значение образованию. Оно тесным образом связано со многими другими ценностями в Церкви. Мормоны любят учиться и стремятся получать новые знания, что находит отражение в их убеждениях, учении Церкви и повседневной жизни.  

Они понимают как важно постоянно учиться на протяжении всей жизни и поэтому уделяют получению образования значительные ресурсы и энергию. Образование имеет давнюю и глубокую традицию в Церкви, и Святые последних дней стараются сохранять и поддерживать ее.

 

I. Образование с точки зрения мормонов

Цели получения образования

Основные убеждения мормонов о Боге и смысле бытия напрямую связаны с принципом обучения. Святые последних дней считают, что Бог обладает абсолютными знаниями, и что «Слава Божья есть разум, или другими словами, свет и истина».[1]

Они также верят, что, поскольку мы все – дети Бога, то цель каждого человека - стать более похожими на Него, и обучение является важной частью данного процесса. В силу этого, Святые последних дней рассматривают жизнь не только как время для прохождения испытаний, но также как и время для приобретения необходимого жизненного опыта и знаний. [2]

Получение знаний – одна из самых важных целей этой жизни, чья ценность простирается за горизонт смерти.[3] Конечной целью получения знаний является развитие в себе непорочного, просвещенного и благочестивого характера.[4]

Святые последних дней верят, что именно в силу этой ценности Бог сделал учебу Божественной заповедью, за которую Его дети несут ответственность перед Ним.[5] Библия и Книга Мормона вторят данной заповеди с приглашением искать, «стучать» и просить у Бога знаний и мудрости; Современные откровения и слова Пророков также прямо говорят о необходимости приобретения знаний, разъясняя, что это неотъемлемая часть вечного спасения.

Основатель Церкви Джозеф Смит учил, что «человек не может обрести спасения, прежде чем он обретет знания» и что «никто не может обрести спасение в невежестве».[6] Мормоны также утверждают, что Бог активно вовлечен в процесс обучения Своих детей. Он просвещает ум человека. Он обещает, что его усилия в обретении знаний будут вознаграждены обильными благословениями.[7]

Святые последних дней ясно осознают важность обретения понимания через процесс обучения. Мормоны подчеркивают, что человеку необходимо образование. Оно полезно как для ума, так и духа человека. Образование не является исключительно интеллектуальным процессом. Святые последних дней обретают знания «учением, а также и верой» (Учение и Заветы 88:118).

Мормоны, верят что в процесс обучения необходимо включать интеллектуальные и духовные способности человека. [8] Они также признают, что такие способности определенным образом связаны друг с другом: духовное понимание, к примеру, необходимо для того, чтобы рациональный вопрос приобрел высший смысл.[9]

Кроме этого Святые последних дней утверждают, что принципы веры и интеллектуального обоснования не противоречат друг другу.[10] Таким образом, поиск истины ничем не ограничен, но больше всего Святые последних дней ценят обретение знаний, которые приближают их к Богу и помогают достигнуть цели своего земного существования. [11]

Помимо того, что образование играет важную роль в вероучении Церкви, в нем заключается другая немаловажная ценность. Святые последних дней верят, что обучение способно положительным образом влиять на качество жизни человека и становится составной частью его бытия. Бригам Янг говорил, что «образование дает силу мыслить ясно, хорошо справляться с повседневными делами и высоко ценить дарованную жизнь». [12]

Мормоны ценят интеллектуальные способности человека и то разнообразие, которое оно привносит в его жизнь. Их воодушевляют любить процесс обретения знаний. Они осознают, что знания действительно помогают личностному развитию человека. [13]

Святые последних дней верят, что образование имеет практическую ценность. Оно повышает способность человека вносить положительный вклад в общество, становиться финансово независимыми людьми и «хорошо справляться с повседневными делами».[14] Святые последних дней признают, что обучение имеет решающее значение как с моральной, так и с практической точки зрения, начиная с  заботы о семье и воспитания подрастающего поколения и кончая участием в жизни общества.

Родителям важно получать образование, так как на них лежит ответственность за обеспечение нужд семьи. Президент Церкви Томас С. Монсон воодушевлял мужчин и женщин получать образование, чтобы становиться конкурентоспособными в современной экономике.[15] Образование помогает людям приносить пользу окружающим. Оно повышает способность человека служить всей человеческой семье.

Конечно, Мормоны понимают важность получения образования на уровне семьи. Понимая, что семья является основой ячейкой общества, они рассматривают семью как важное место для обретения новых знаний и умений.

Родители должны воспитывать своих детей «в свете и истине» (Учение и Заветы 93:40). На них возлагается ответственность помогать своим детям в обретении интеллектуальной, социальной и духовной зрелости посредством обучения и через свои личный пример. Воспитание детей представляет собой сотрудничество в работе Бога. Родители и учителя несут ответственность за обучение детей, способное принести им пользу как в настоящем, так и в будущем. [16]

Что входит в понятие «образование»

В понимании мормонов образование включает в себя многие аспекты и методы обретения знаний. Церковные учения охватывают широкий спектр ценных знаний, как светских, так и религиозных, включая, помимо религии, сведения из области географии, культуры, истории, науки и т.д. [17] В действительности, Мормоны не делают различий между "светскими" и "религиозными" знаниями. Они расценивают все формы истины как уместные и священные.

Хотя под образование часто понимается традиционное обучение в учебных заведениях, Святые последних дней признают, что оно не должно ограничиваться только этим. Они предлагают рассматривать образование как индивидуальную ответственность человека. [18] Они считают, что каждый человек должен самостоятельно искать возможности получения дальнейшего образования в рамках существующих на данный момент возможностей.[19]

Рассматривая формальное образование в качестве обязательной составляющей жизни, Мормоны также ценят индивидуальное чтение, изучение, размышление и разнообразного рода наблюдения. Они утверждают, что богатство знания доступно всем тем, кто ищет его.

И наконец, образование является тем принципом, который управляет вечностью. Священное Писание Мормонов учит, что «Какой бы степени разума ни достигли мы в этой жизни, таковым он останется с нами» в дальнейшей жизни. (Учение и Заветы 130:18). Святые последних дней считают, что процесс обучения никогда не должен прекращаться; они надеются на то, что обучение ждет их в дальнейшем.

II. Традиция образования у мормонов

Традиция образования [20] в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней очень сильна и уходит корнями в далекое прошлое. Можно сказать, она является отличительной чертой членов Церкви. [21] В течение 200-х лет мормоны развивали образовательные инициативы и поддерживали культуру, в которой получению образования всегда уделялось первостепенное внимание. Эту традицию можно проследить с самым ранних дней Церкви.

В дополнение к Библии и Книге Мормона, Святые последних дней опирались на божественные откровения, полученные основателем Церкви Джозефом Смитом. Эти откровения стали основой понимания общей структуры и цели приобретения образования.[22]

Современные Священные Писания воодушевляли Святых восхвалять и ценить мудрость любого рода и подчеркивали важность прилежного обучения друг друга, чтобы они могли быть “более полно наставляемы в теории, в принципах, в учении и в законе Евангелия» (Учение и Заветы 88:78). Эти учения послужили толчком для особого отношения Мормонов к получению образования. Такое ответственное отношение продолжалось на протяжении всей истории.

Данные учения способствовали стремлению Святых последних дней предоставлять своим детям хорошее образование и углубляли их личное посвящение делу самосовершенствования и образовательного роста. Как и многие современные семьи, Святые последних дней получали образование в учебных заведениях и в кругу своей семьи.

В эпоху 19-ого столетия образование было привилегией узкого круга людей. Именного тогда мормоны организовывали свои собственные школы в Киртланде, штат Огайо. В некоторых школах предоставляли исключительно духовное и религиозное обучение. В других школах местным жителям, включая женщин и молодежь преподавались языки, арифметика, грамматика и другие предметы.

Мормоны также стали пионерами о области образования на неосвоенных территориях Америки 19 столетия. В 1831 году они основали первую школу в современном городе Канзас-Сити. Несколько лет спустя, в только что построенном городе Наву, штат Иллинойс им удалось основать общество, построенное на ценностях высокой культуры и высшего образования. Церковные руководители объясняли, что одна из главных целей собирания Святых последних дней заключалась в том, чтобы они могли наслаждаться преимуществами получения образования.

В городе Наву данные преимущества были воплощены в жизнь. [23] Планировались и реализовывались на практике общеобразовательные школы, клубы, театры, музеи, лицеи, литературные и другие общества. Святые организовали Университет в городе Наву, который стал частью образовательной программы города. Посетители из числа гостей во время посещения Наву отмечали, что жители этого города были исполнены преданности не только своим религиозным воззрениями, но также всеми силами искали возможность совершенствования своего разума. [24]

Даже во второй половине 19-ого столетия, когда Мормоны приступили к колонизации западных частей Соединенных Штатов, образование продолжало оставаться для них важным приоритетом. Стараясь поддержать систему образования, Церковные руководители Бригам Янг, Джон Тейлор и Уилфорд Вудрафф дали указание об организации школ и «академий» на уровне кольев в целях оказания помощи Святым последних дней в получении образовании в рамках организованной образовательной программы.

В дальнейшем многие из таких школ и академий были преобразованы в современные школы, колледжи и университеты. По мере того, как в обществе стало открываться все больше светских учебных заведений, предоставлявших людям возможность получения образования.

III. Образовательные инициативы Церкви

Верные своим традициям, Святые последних дней продолжали уделять образованию первостепенное внимание в своей жизни и вере.

В дополнение к обретению духовных знаний во время воскресных богослужений, служения в храмах и во время других мероприятий, проводим Церковью, в Церкви существует несколько программ, направленных на оказание помощи членам Церкви в получении образования.

Церковь до настоящего момента продолжает оказывать поддержку своим колледжам и университетам. Все это отражает отношение Церкви к существующей потребности в получении качественного и разностороннего образования. Церкви принадлежат три Университета (Университет Бригама Янга, Университет Бригама Янга на Гавайях , а также Университет Бригама Янга в Айдахо) и один колледж (Бизнес колледж СПД). В этих учреждениях, светское образование объединено с идеалами и религиозными принципами Церкви. Церкви также принадлежат несколько средних школ в Мексике, Тонге, Островах Самоа, Фиджи и Кирибати.

Постоянный образовательный фонд, основанный Церковью в 2001 году предоставляет молодым взрослым Церкви в развивающихся странах мира возможность получения образования для улучшения их экономического состояния. Члены Церкви делают пожертвования в этот фонд.

Пользователи ресурсов фонда обязаны в будущем возместить полученный заем по низкой процентной ставке. Начиная с момента своего учреждения, Постоянный образовательный фонд продолжает свое развитие. Он стал большим образовательным проектом и благодаря ему десятки тысяч людей смогли получить необходимую помощь в получении образования.


[1]Учение и Заветы 93:36.

[2] См. Thomas S. Monson, “Look to God and Live,” Ensign, May 1998, 52-54; Bruce C. Hafen, “The Atonement: All for All,” Ensign, May 2004, 97-99.

[3]См. Учение и Заветы 130:19.

[4] См. Dallin H. Oaks, “A House of Faith” BYU Studies (1996), 117-18.

[5]См. Дитер Ф. Ухтдорф, «Два принципа для любой экономики», Лиахона и Ensign, ноябрь 2009 г., стр. 55 58.

[6] Учения Президентов Церкви: Джозеф Смит (2007), стр. 446).

[7]2 Нефий 28:30; Учение и Заветы 88:11.

[8]Джозеф Филдинг Смит ясно объяснил, что «знания приходят через размышление и откровение». См. “Educating for a Golden Era of Continuing Righteousness,” A Golden Era of Continuing Education (Brigham Young University, 1971), 2; Doctrine and Covenants 9:2.

[9] См. Henry B. Eyring, “An Education for Real Life,” Ensign, Oct. 2002, 14-21.

[10]См. Richard C. Edgley, “Faith—the Choice Is Yours,” Ensign, Nov. 2010, 31-33.

[11]См. 2 Нефий 9:29.

[12]Цит. по George H. Brimhall, “The Brigham Young University,” Improvement Era, July 1920, 831.

[13]см. Дитер Ф. Ухтдорф, «Два принципа для любой экономики», стр. 58.

[14]James E. Faust, “Learning for Eternity” (BYU devotional address, Nov. 18, 1997), 3

[15]См. Thomas S. Monson, “Great Expectations” (BYU devotional address, Jan. 11, 2009), 3.

[16]См. Л. Том Пэрри, «Матери, обучающие детей в семье», Лиахона и Ensign, май 2010 г., 29 -31.

[17]См. Учение и Заветы 88:79; 90:15.

[18] См. Russell M. Nelson, “Where Is Wisdom?” Ensign. Nov. 1992, 6-8.

[19] см. Дитер Ф. Ухтдорф, «Два принципа для любой экономики», стр. 58.

[20]As a resource on LDS educational history, see BYU’s “Education in Zion” exhibition text, available here.

[21] См. James E. Faust, “Learning for Eternity,” 2.

[22] См. Dallin H. Oaks, “A House of Faith,” 115.

[23]См. Sidney Rigdon, “To the Saints Abroad,” Elders’ Journal, Aug. 1838, 53.

[24]See, for example, “Highly Important from the Mormon Empire,” New York Herald, June 17, 1842, 2.

Примечание по стилю изложения:Рассказывая о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, просьба при первичном упоминании приводить полное наименование Церкви. Чтобы получить дополнительные сведения относительно порядка использования названия Церкви, обращайтесь в Интернете к нашему Руководство по стилю оформления.