Тема

Мошенничество

Мошенничество, совершенное путем злоупотребления доверием в общинах и группах

Комиссия по ценным бумагам и операциям с валютой США определяет мошенничество, совершенное путем злоупотребления доверием в общинах и группах (affinity fraud), следующим образом:

«Это обманные инвестиционные схемы, в которые вовлекаются члены разных сообществ, групп или общин: религиозных, этнических, профессиональных или, например, обществ престарелых.  Мошенники часто являются членами данной группы или притворяются таковыми. Зачастую они вербуют уважаемых в сообществе людей или религиозных лидеров из группы к участию в этом мошенничестве, убеждая их, что данные инвестиционные схемы являются законными и окупятся. Часто эти лидеры становятся невольными жертвами уловок мошенников.

Мошенники используют доверие и дружбу, которые существуют между членами группы людей, имеющими нечто общее. Из-за тесной структуры многих групп, для инспекторов или сотрудников правоохранительных органов может быть трудным обнаружить мошенничество. Часто жертвы не уведомляют правоохранительные органы и не прибегают к судебной защите, вместо этого пытаясь решить проблему внутри группы. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда мошенники использовали уважаемых в сообществе людей или религиозных лидеров, чтобы убедить других вносить свои денежные средства».

Некоторые члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, как и представители других вероисповеданий и сообществ, в прошлом были жертвами такого рода обмана. Иногда преступниками являются их собратья по Церкви. Членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней учат быть честными в отношениях с другими людьми, и к тем, кто виновен в подобном мошенничестве, могут быть применены самые серьезные дисциплинарные меры, вплоть до отлучения от Церкви. Поскольку иногда мишенью мошенников становятся члены их религиозной общины, руководители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней открыто и часто предупреждали своих членов быть осторожными.

В феврале 2008 года Первое Президентство Церкви Иисуса Христа Святых последних дней издало письмо для прочтения во всех приходах на территории Соединенных Штатов Америки и Канады. Это письмо гласило:

«Известия о мошенничестве и неблагоразумных инвестициях побудили нас снова дать совет членам Церкви осторожно относиться к ведению своих финансовых дел.

Мы обеспокоены, что некоторые члены Церкви игнорируют часто повторяемое наставление подготовиться и жить по средствам, избегать потребительских долгов и сберегать деньги на случай, когда они действительно понадобятся. Также нужно задумываться о том, чтобы мудро вкладываться деньги в ответственные и заслуживающие доверия финансовые учреждения. Мы также обеспокоены, что есть те, кто используют доверительные отношения, чтобы рекламировать опасные или даже мошеннические инвестиционные и деловые схемы.

Хотя все инвестиции несут элемент риска, этот риск может контролироваться следующими здравыми и доказанными финансовыми принципами: «Во-первых, избегайте ненужных долгов, особенно потребительских; во-вторых, перед инвестированием средств посоветуйтесь с компетентным дипломированным консультантом по финансовым вопросам; и в-третьих, будьте благоразумны».

Мы призываем руководителей регулярно повторять прихожанам  эти принципы».

Церковные руководители всегда предупреждали членов Церкви об опасности рисковых инвестиций и финансовых афер. Далее приведены некоторые их этих высказываний:

Джозеф Б. Виртлин, «Долги земные и долги Небесные», Лиахона, май 2004 г., стр. 40

«Время от времени мы слышим истории о жадности и эгоизме, которые повергают нас в глубокую печаль. Мы слышим о мошенничествах, финансовых махинациях и умышленных банкротствах. …Мы – люди чести. Мы чтим взятые на себя долговые обязательства и стремимся к честности в деловых отношениях с нашими ближними».


Joseph B. Wirthlin, “Personal Integrity,” Ensign, May 1990, 30

Получив Дух Христа, чтобы отличать добро от зла, мы должны всегда выбирать добро. Мы не должны быть введены в заблуждение, даже при том, что мошенничество, обман, хитрость и двуличность часто кажутся приемлемыми в нашем мире. Ложь, воровство и обман являются обычным явлением. Непорочность – крепкая приверженность высочайшим моральным и этическим стандартам – является необходимой для жизни истинного Святого последних дней.


M. Russell Ballard, “Keeping Life’s Demands in Balance,” Ensign, May 1987, 13

«Нет способов быстрого обретения финансовой защищенности. Не доверяйте свои деньги другим без всесторонней оценки любой предложенной инвестиции. Наши люди уже потеряли чересчур много денег, вверяя свои активы другим. На мой взгляд, мы никогда не достигнем сбалансированности в нашей жизни до тех пор, пока наши финансы не будут находиться под надежным контролем».


Marvin J. Ashton, “Be of Good Cheer,” Ensign, May 1986, 66

«Современные Пророки искренне умоляли нас избегать планов ‘быстрого обогащения’, если мы хотим избежать страданий из-за финансовых долгов. Возможно, мы не сказали достаточно о факте, что слишком многие из нас, в моменты мечтаний о роскоши, сеют семена экономического бедствия. Тогда позднее, когда уже многое потеряно, мы обвиняем тех, кто участвовал в этом с нами. Трудно иметь хорошее настроение, когда нашим напарником является самообман. Когда мы охотно подставляем себя ветрам и штормам мошенничества, не стоит удивляться, если мы будем поражены болезнью дефицита. За все эти годы, пока я выслушивал тех, кто понес тяжелые финансовые потери, я услышал, как многие в отчаянии заявляют: ‘Меня обманули’. Часто мое сердце, разум и Дух побуждали меня сказать: ‘Да. Вы были обмануты самими собой’. Нас всех нужно призвать поднять голову и посмотреть, где наши мысли и необъявленные приоритеты обманывают нас. Самообман позволяет нам обвинять других в наших неудачах».


James E. Faust, “Integrity, the Mother of Many Virtues,” Ensign, May 1982, 47

«Плоды трудолюбия и бережливости могут быть разумно инвестированы. Хорошие серьезные инвестиции могут равняться годам тяжелого труда, и есть некоторый риск во всем, что мы делаем. Но инвестиции, которые являются очень рисковыми и необоснованно рекламируемыми, и расплывчатые обещания о несказанной прибыли должны тщательно обдумываться. Руководители Церкви уже долгое время предупреждают о таких спекуляциях. Бригам Янг сказал: «Если Господь когда-либо являл мне что-либо, то это то, что старейшины Израиля должны оставить спекуляцию и уделить внимание обязанностям своего призвания».

В наше время президент Натан Элдон Тэннер сказал: «Инвестиционный долг должен гарантировать безопасность семьи. Не вкладывайте средства в рискованные предприятия. Дух спекуляции опьяняет. Многие 'счастливчики' разорились из-за своего необузданного желания накопить еще больше. Давайте же учиться на горьких ошибках прошлого и не будем подчинять свое время, энергию и здоровье неутомимому желанию обрести побольше материальных благ».


Marvin J. Ashton, “This Is No Harm,” Ensign, May 1982, 9

«Для того, чтобы солгать, иногда даже не надо слов. Можно обмануть кивком головы или молчанием. Рекомендуя сомнительные деловые инвестиции, делая ложную запись в финансовых отчетах, используя неискреннюю лесть или не раскрывая все относящиеся к делу факты, мы обманываем.

Избегайте тех, кто жаждет немедленных решений или денег прямо сейчас. Все стоящие инвестиционные возможности должны быть взвешены и внимательно исследованы. Мы должны получить все доступные факты и хорошо обдумать их, а затем принять решение, которое будет наиболее выгодно. В сомнительных случаях и ситуациях личная непорочность должна быть важным элементом в принятии любого решения. Когда правильное решение не совсем очевидно, личная честность приведет нас к тому, чтобы распознать важные моменты и факты, которые могут быть неизвестны другим. Честный человек поможет другим быть честными. Честный человек будет задавать правильные вопросы и давать правильные ответы. Честность позволяет нам прокладывать маршрут праведного поведения прежде, чем придет время действовать.

Мудрый человек не позволит себе стать жертвой неразборчивости из-за ложной гордости. Часто люди обманываются из-за того, что ложная гордость препятствует им задавать вопросы и искать дополнительную информацию. Из страха перед неловкостью или боязни показаться неосведомленным, жертва часто утвердительно кивает головой, когда в действительности не понимает болтовню говорливого продавца. ‘Что это значит?’ ‘Каковы риски?’ ‘В чем подвох?’ ‘Какова история компании?’ ‘Какие о вас есть отзывы?’ - это вопросы, достойные выяснения. Когда небрежно используются простые, но неясные слова, типа ‘страховка’, ‘прикрытие’, ‘предоставление льготы’, ‘рента’, ‘освобождение от налога’, ‘изолированный’ и ‘допускающий задержку’, покупателю нужно быть осторожным.

Если благоразумное решение не может быть принято на основе собственного анализа, нужно искать совета у хорошо осведомленных людей, которым можно доверять. Предложения, которые не могут подождать или выдержать проверку, не являются достойными».


“Protecting Family Finances by Avoiding Fraud,” Ensign, June 2008

(См. всю статью, указанную выше.)
 

Эти неоднократные выступления руководителей подтверждают, что риск стать жертовой мошенников реален.  Это предупреждение, прозвучавшее из уст руководителей Церкви, часто повторяется местными руководителями, как на приходских собраниях, так и в личных беседах с отдельными людьми и их семьями.

Примечание по стилю изложения:Рассказывая о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, просьба при первичном упоминании приводить полное наименование Церкви. Чтобы получить дополнительные сведения относительно порядка использования названия Церкви, обращайтесь в Интернете к нашему Руководство по стилю оформления.